Использование метода “Case Study”
на уроках английского языка
Касабуцкая Лариса Николаевна,
читель английского языка
ГБОУ СОШ № 548 Санкт Петербурга
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Английская поговорка)
читель английского языка
ГБОУ СОШ № 548 Санкт Петербурга
Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.
Английская поговорка)
Современное образование ставит перед учителем вопросы не только «Чему учить?» и «Как учить?», а еще и вопрос «Как результативно учить наших детей?». Личное желание, внутренняя мотивация и личная заинтересованность стимулируют познавательную деятельность учащихся на уроке. Метод «Case Study» является одной из наиболее эффективных современных методик, повышающий мотивацию к обучению и развивающий интеллектуальные навыки, которые будут нужны в дальнейшем обучении или профессии. [1, с. 20].
В западном образовании метод «Case Study» был внедрен в Гарвардской Бизнес Школе в 1908 году. В Российском образовании метод появился сравнительно недавно, но получил признательность среди учителей и интерес в кругу обучающихся. В Гарвардской Школа Бизнеса метод кейсов представлен как метод обучения, где студенты и преподаватели являются активными участниками в обсуждении финансовых ситуаций. Кейс – это описание ситуации, которая содержит серьезную проблему, требующую разрешения. Метод служил определенным инструментом, который позволял реальной ситуации войти в учебную аудиторию и привнести часть реальной жизни, обсудить ее, и найти обоснованное решение. В отличие от традиционного обучения в школе, где активное участие ребят на занятиях минимально, метод « Case Study» является интерактивным методом обучения современной школы, который требует участия и вовлеченности и учителя и всех ребят на занятии. [3, с. 23]. В чем же заключается высокая эффективность метода «Case Study»? Данный метод способствует:
- развитию навыков структурированной работы с информацией;
- умению критически оценивать имеющийся материал для принятия решения;
- развитию навыков коммуникации при выработке коллективного решения;
- умению избегать стереотипы во время поиска правильного решения;
- развитию поискового мышления;
- умению использовать результат для практических целей в реальной жизни.
Используя технологию «Case Study», учитель создает специально разработанную учебно-тематическую ситуацию и передает этот кейс ученикам. Кейсы обычно готовятся в письменной форме и составлены на основе опыта людей. Участники ситуации пытаются самостоятельно конструировать решение проблемных задач. Результаты решения должны быть «осязаемыми», т.е. их можно было бы использовать в жизни, в школе. Если проблема связана с теорией – предоставляется ее конкретное решение, в практическом кейсе – результат должен быть конкретным продуктом. Для решения поставленной ситуационной проблемы обучающиеся должны пройти ряд этапов.
Этапы работы в кейсе:
Этапы работы в кейсе:
- проанализировать ситуацию;
- оценить альтернативные решения;
- выбрать оптимальное решение;
- разработать стратегию по реализации решения;
- уметь решить различные задачи для достижения результата;
- быть толерантным к мнениям партнеров.
Чтобы создать кейс учителю нужно решить ряд вопросов:
- Для какой возрастной группы пишется кейс и для чего?
- Каким умениям в итоге должны научиться дети?
- Насколько значимой будет решаемая проблема для детей?
Ответы на эти вопросы позволяют учителю создать схему кейса: цель урока – структурирование материала -организационные методы, средства и формы. Специфика ситуационных задач заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для их решения необходимо знание нескольких учебных предметов и их последующая интеграция в работу. Таким образом, ребенок осваивает важные мыслительные операции: ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценка Создавая кейс, учитель должен учитывать его определенный формат, включающий в себя:
- Краткое, привлекательное название кейса. Ситуативная задача должна иметь привлекательное для детей название, отражающее ее смысл.
- Введение с рассказом о действующих лицах кейса и рассказывается история ситуации.
- Обязательным аспектом ситуации является наличие проблемного вопроса, который должен быть сформулирован так, чтобы мотивировать ученика, чтобы ему захотелось найти на него ответ.
- Основную часть, содержащую основную информацию и внутреннюю интригу, заключенную в обсуждаемой ситуации.
- Заключение, где ситуация может еще не быть решена вследствие объективных условий и предлагается некое сбалансированное решение проблемы. [2, с. 200].
В содержание кейса можно ввести привычный текст, использовать аудио или видеозаписи, иллюстрации, публицистические статьи и графики
Метод « Case Study» возможно использовать и при обобщении материала, или в форме зачета или экзамена. Обучающийся может получить кейс-задание на дом, проанализировать его и принести учителю письменный отчет с ответами на поставленные вопросы для оценивания. На зачетной работе кейс должен быть коротким и простым, чтобы уложиться в ограниченное время. Существует несколько разновидностей кейс методов.
Виды методов «Case Study»:
Метод « Case Study» возможно использовать и при обобщении материала, или в форме зачета или экзамена. Обучающийся может получить кейс-задание на дом, проанализировать его и принести учителю письменный отчет с ответами на поставленные вопросы для оценивания. На зачетной работе кейс должен быть коротким и простым, чтобы уложиться в ограниченное время. Существует несколько разновидностей кейс методов.
Виды методов «Case Study»:
- Метод инцидентов;
- Игровое проектирование;
- Ситуативно-ролевая игра;
- Метод разбора деловой корреспонденции;
- Метод дискуссии.
Благодаря большому количеству ролей в кейсах, данная технология очень близка к игровым методам обучения. [4, с. 2] Один из видов метода « Case Study» является сюжетно-ролевая игра, цель которой – в виде инсценировки создать реалистическую ситуацию, решить проблему, и затем оценить работу участников игры.
Приведу пример из личного опыта – фрагмент урока в 8 классе с углубленным изучением английского языка, где использован метод «Case Study» в виде сюжетно-ролевой игры на этапе систематизации знаний. Тема: “The Art of Smart Shopping” Участниками игры предоставляется кейс с актуальной проблемой о преимуществах и недостатках покупок в интернете. Проблема кейса: “Is online shopping a smart service or a trouble for the customers?” Задачи урока:
Приведу пример из личного опыта – фрагмент урока в 8 классе с углубленным изучением английского языка, где использован метод «Case Study» в виде сюжетно-ролевой игры на этапе систематизации знаний. Тема: “The Art of Smart Shopping” Участниками игры предоставляется кейс с актуальной проблемой о преимуществах и недостатках покупок в интернете. Проблема кейса: “Is online shopping a smart service or a trouble for the customers?” Задачи урока:
- развитие навыков поиска, отбора и анализа информации по теме «Покупки»;
- развитие способности действовать в соответствии с алгоритмом кейса;
- формирование умения развернуто аргументировать свою точку зрения;
- воспитание толерантного отношения к мнению партнеров.
Ситуация: телевизионное ток-шоу « Сколько людей – столько мнений» (“So many me , so many minds”) на котором обсуждается актуальная проблема.
Материал: В игре используются ролевые карточки по количеству участников игры.(8). Роли, содержащиеся в карточках, имеют предполагаемое имя, возраст, профессию или род занятий и определенный алгоритм действий.
Предлагаемые роли: ведущий теле шоу, научный эксперт и аналитик, журналист популярного журнала, 15-летний подросток, экономист, онлайн покупатель, мать 4-х детей, юрист. (a Presenter of the TV discussion , an expert and an analyst, a journalist of the popular magazine, a teenager of 15 years old, an economist, an online buyer, a mother of 4 children, a lawyer). Количество ролевых карточек может быть расширено или сокращено в зависимости от количества обучающихся в группе. Роли составлены с учетом индивидуального уровня владения английским языком.
Роль учителя: организует дискуссию в группах в формате «Case Study», объясняет ход сюжетно-ролевой игры, предлагает вытянуть роли для дискуссии. Выдает участникам бэйджи, визуально представляющие роль. Учитель контролирует речь участников в процессе коммуникации, время подготовки и подводит участников к сбалансированному выводу в конце дискуссии. Let’s organize a panel discussion about advantages and drawbacks of online shopping in the form of a TV programme: “So many men , so many minds”. You’ll get special roles for it. Учитель обобщает материал, анализирует ситуацию и оценивает ответы. В ходе дискуссии учитель может помогать с помощью дополнительных вопросов; в определенных условиях он может сам давать ответ или молчать, позволяя появиться новым идеям.
Роль ученика: действует в соответствии с заданным алгоритмом действий. Каждый участник готовятся 5 мин. Обучающийся выражает отношение к проблеме в течение 1 минуты. В ходе дискуссии он задает вопрос 1-2 участникам дискуссии . Ведущий должен быть активным, он начинает , ведет и заканчивает теле шоу, а также поддерживает атмосферу шоу эмоциями. В конце эксперт выводит сбалансированное решение.
Рефлексия в конце урока: ученики заполняют бланки самооценки, объективно оценивая свое участие в дискуссии.
Таким образом, технология «Case Study» дает возможность учителю использовать ее для различных целей и на любом этапе обучения, мотивируя детей, раскрывая их творческий потенциал, развивая интеллектуальные операции и формируя необходимые языковые компетенции.
Библиография:
Материал: В игре используются ролевые карточки по количеству участников игры.(8). Роли, содержащиеся в карточках, имеют предполагаемое имя, возраст, профессию или род занятий и определенный алгоритм действий.
Предлагаемые роли: ведущий теле шоу, научный эксперт и аналитик, журналист популярного журнала, 15-летний подросток, экономист, онлайн покупатель, мать 4-х детей, юрист. (a Presenter of the TV discussion , an expert and an analyst, a journalist of the popular magazine, a teenager of 15 years old, an economist, an online buyer, a mother of 4 children, a lawyer). Количество ролевых карточек может быть расширено или сокращено в зависимости от количества обучающихся в группе. Роли составлены с учетом индивидуального уровня владения английским языком.
Роль учителя: организует дискуссию в группах в формате «Case Study», объясняет ход сюжетно-ролевой игры, предлагает вытянуть роли для дискуссии. Выдает участникам бэйджи, визуально представляющие роль. Учитель контролирует речь участников в процессе коммуникации, время подготовки и подводит участников к сбалансированному выводу в конце дискуссии. Let’s organize a panel discussion about advantages and drawbacks of online shopping in the form of a TV programme: “So many men , so many minds”. You’ll get special roles for it. Учитель обобщает материал, анализирует ситуацию и оценивает ответы. В ходе дискуссии учитель может помогать с помощью дополнительных вопросов; в определенных условиях он может сам давать ответ или молчать, позволяя появиться новым идеям.
Роль ученика: действует в соответствии с заданным алгоритмом действий. Каждый участник готовятся 5 мин. Обучающийся выражает отношение к проблеме в течение 1 минуты. В ходе дискуссии он задает вопрос 1-2 участникам дискуссии . Ведущий должен быть активным, он начинает , ведет и заканчивает теле шоу, а также поддерживает атмосферу шоу эмоциями. В конце эксперт выводит сбалансированное решение.
Рефлексия в конце урока: ученики заполняют бланки самооценки, объективно оценивая свое участие в дискуссии.
Таким образом, технология «Case Study» дает возможность учителю использовать ее для различных целей и на любом этапе обучения, мотивируя детей, раскрывая их творческий потенциал, развивая интеллектуальные операции и формируя необходимые языковые компетенции.
Библиография:
- Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения С-Пб: Питер, 2004. с.541.
- Сурмина Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода Киев: Центр инноваций и развития, 2002. с.286.
- Гончарова М. В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров ,2004 с. 95-100.
- Cotton D., Falvey D., Kent S. Market Leader. Intermediate Business English Longman, 2012.с.43-46.
Приложение 1
Ролевые карточки для обучающихся (Role-play Cards)
Ролевые карточки для обучающихся (Role-play Cards)
Introduce yourself. You’re Mr. / Mrs. ______ the Presenter of the panel discussion on the talk show “So many men, so many minds”.
REMEMBER YOU HAVE 1 MINUTE TO MAKE A BALANCED CONSIDERATION. |
Introduce yourself. You’re Mr. / Mrs. ________ an expert and an analyst.
REMEMBER YOU HAVE 1 MINUTE TO MAKE A BALANCED CONSIDERATION. |
Introduce yourself. You’re Mr. / Mrs. ________, a journalist of the popular magazine “Vogue”
REMEMBER YOU HAVE 1 MINUTE TO MAKE A SPEECH |
Introduce yourself. You’re name/ surname_________ You are a school pupil , a teenager of 15 years old, who uses the Internet services regularly Agree or disagree with any participant during the panel discussion. You find a lot of pluses of online shopping.
Be sure you’ve covered all aspects in your speech REMEMBER YOU HAVE 1 MINUTE TO MAKE A SPEECH |